ИНТЕРВЬЮ
Фелипе Мухика
Felipe Mujica
О ХУДОЖНИКЕ
Фелипе Мухика (Сантьяго, Чили, 1974) изучал искусство в Католическом университете Чили. Сразу после окончания художественной школы, в 1997 году, он стал соучредителем художественного пространства Galería Chilena (GCH), которое функционировало с 1997 по 2005 год, сначала как передвижная коммерческая художественная галерея, а затем как совместный художественный проект, кураторский «эксперимент». В начале 2000 года Мухика переехал в Нью-Йорк. Параллельно со своей работой Мухика организовал и реализовал множество совместных проектов, в основном выставок, а также дизайна и издания книг. В настоящее время он живёт и работает в Брюсселе, где недавно совместно с Фабиолой Бургос Лабра основал проект Skinny Dipping, хамелеонный художественный проект.
Персональные выставки Мухики проходили в Музее изящных искусств Пола Хьюза, Мэйден Брэдли, Индустримузеуме, Гент, OSMOS Address, Нью-Йорк, Ла-Тальера, Куэрнавака, Музее визуальных искусств Калифорнийского университета, Сантьяго-де-Чили, Художественном музее Переса в Майами, Музее современного искусства Медельина, Галерее Габриэлы Мистраль, Сантьяго-де-Чили, Галерее фон Барта, Базеле, Музее. Experimental El Eco, Мехико, Proyectos Ultravioleta, Сьюдад-де-Гватемала (2 человека), The Shop - витаминное творческое пространство, Пекин, и Die Ecke Arte Contemporáneo, Сантьяго. В настоящее время он работает над персональной выставкой для MACBA, Музея современного искусства, Буэнос-Айрес, Аргентина, которая откроется в конце 2026 года.
Среди известных групповых выставок - «Эль таймпо эста фуэра де квио II», «Ла Тальера», Куэрнавака (2025), «Новый человек», «Диктор», «Конструктор», «Эль Лисицкий: Автопортрет в образе общества Кестнер», «Кестнер общество», Ганновер (2023), «Un acercamiento para leer la Colección FEMSA», Museo de Arte. e Historia de Guanuajato, en Leon, Guanajuato (2022), Senderos transversales, Galería Gabriela Mistral, Сантьяго-де-Чили (2020), Nunca fuimos contemporaneos, XIII Bienal FEMSA, Сакатекас (2018), Shout Fire!, Röda Sten Konsthall, Гетеборг (2018), Incerteza viva, 32a Bienal de São Paulo, Сан-Паулу (2016), Воплощенное отсутствие: чилийское искусство 1970-х годов сейчас, Центр визуальных искусств Карпентера, Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс (2016), La liberté без имени, CRAC Эльзас, Альткирх (2016), Ir para volver, 12 Bienal de Cuenca (2014); Способы работы: Случайный объект, Fondazione Merz, Турин (2013); Parque Industrial, Galeria Luisa Strina, Сан-Паулу (2012); S-Files, Museo del Barrio, Нью-Йорк (2011); «Критическое соучастие», Кунстхалле Экснергассе, Вена (2010); «Природа вещей», Биеннале стран Америки, Денвер (2010), 3-я Триеннале Гуанчжоу, Музей искусств Гуандуна, Гуанчжоу (2009); и «Линия гормигас, A Gentil Carioca», Рио-де-Жанейро (2007).
Мы поговорили с Фелипе Мухика о проекте Curtains, о его художественной практике и понимании коллаборации как ее части. А ещё затронули роль идей авангарда, отношений inside-outside в проектах Мухика, а также поговорили о хрупкости как их неотъемлемой части. И, конечно, расспросили Фелипе о Мануэле Касануэва, с которым у художника собственная история взаимоотношений.
Видео на английском языке можно посмотреть по ссылке на YouTube
Мы очень благодарны Фелипе Мухика за получившуюся беседу и за новые ракурсы разговора о коллаборации как части художественных практик.
Felipe Mujica (Santiago, Chile, 1974) studied art at the Universidad Católica de Chile. Just out of art school, in 1997, he co-founded the artist-run space Galería Chilena (GCH), which operated between 1997 and 2005, first as a nomadic and commercial art gallery and later as a collaborative art project, a curatorial “experiment”. In early 2000 Mujica moved to New York City. Parallel and interrelated to his work Mujica has organized and produced many collaborative projects, which include mostly exhibitions and the design and publishing of books. He currently lives and works in Brussels, where he recently founded Skinny Dipping, a chameleonic artist run project with Fabiola Burgos Labra.
Mujica has had solo shows at the Paul Hughes Fine Arts, Maiden Bradley, Industriemuseum, Ghent, OSMOS Address, New York, La Tallera, Cuernavaca, Museo de Artes Visuales UC, Santiago de Chile, Pérez Art Museum Miami, Museo de Arte Moderno de Medellín, Galería Gabriela Mistral, Santiago de Chile, Galerie von Bartha, Basel, Museo Experimental El Eco, Mexico City, Proyectos Ultravioleta, Ciudad de Guatemala (2-person), The Shop - Vitamin Creative Space, Beijing, and Die Ecke Arte Contemporáneo, Santiago. He is currently working on a solo exhibition for the MACBA, Museum of Contemporary Arts, Buenos Aires, Argentina, to open late 2026.
Notable group shows include El tiempo está fuera de quicio II, La Tallera, Cuernavaca (2025), The New Man, The Announcer, The Constructor, El Lissitzky: Self-Portrait as the Kestner Gesellschaft, Kestner Gesellschaft, Hanover (2023), Un acercamiento para leer la Colección FEMSA, Museo de Arte e Historia de Guanuajato, en León, Guanajuato (2022), Senderos transversales, Galería Gabriela Mistral, Santiago de Chile (2020), Nunca fuimos contemporaneos, XIII Bienal FEMSA, Zacatecas (2018), Shout Fire!, Röda Sten Konsthall, Gothenburg (2018), Incerteza viva, 32a Bienal de São Paulo, São Paulo (2016), Embodied Absence: Chilean Art of the 1970s Now, The Carpenter Center for The Visual Arts, Harvard University, Cambridge, Massachusetts (2016), La liberté sans nom, CRAC Alsace, Altkirch (2016), Ir para volver, 12 Bienal de Cuenca (2014); Ways of Working: The Incidental Object, Fondazione Merz, Turín (2013); Parque Industrial, Galeria Luisa Strina, Sao Paulo (2012); The S-Files, Museo del Barrio, New York (2011); Critical Complicity, Kunsthalle Exnergasse, Vienna (2010); The Nature of Things, Biennial of the Americas, Denver (2010), 3rd Guangzhou Triennial, Guangdong Museum of Art, Guangzhou (2009); and Linea de hormigas, A Gentil Carioca, Rio de Janeiro (2007).
We spoke with him about the Curtains project, his artistic practice, and his understanding of collaboration as part of it. We also touched on the role of avant-garde ideas and inside-outside relationships in Mujica's projects, and discussed fragility as an integral part of them. And, of course, we asked Felipe about Manuel Casanueva, with whom the artist has a unique relationship.
We are very grateful to Felipe Mujica for this conversation and for providing new perspectives on collaboration as part of artistic practice.